Психология100


Теории мотивации


Новый мотив возникает на основе положительной эмоции под воздействием сильной, доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация была описана А. А. Ухтомским (1904 -1911гг.) и названа им доминантой. В лабораторных условиях мотивационные эффекты возникают при стимуляции зон самораздражения. Впервые этот феномен обнаружил Д. Олдс в 1960г. Дальнейшее детальное исследование этих зон, в частности, области латерального гипоталамуса, показало, что ответная реакция зависит от силы применяемого электрического тока. Она варьирует от демонстрации поискового поведения - до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения. Механизм возникновения доминирующей мотивации связывают с физиологическими потребностями. Когда потребности не удовлетворяются, или не удаётся избежать негативных факторов внешней среды (холода, жары и т. д.), тогда и возникает это психофизиологическое состояние. Подобные мотивации некоторые авторы называют "экстринсивными" в отличие от "интринсивных" (внутренних).

В работе Хекхаузена Х. (1986г.) приведены различные мнения по этому спорному вопросу. Таким образом, мотивацию, возникшую в результате инверсии, можно было бы отнести к типу интринсивной. Однако, этот критерий не совсем точен, так как те доминирующие мотивации, которые относят к экстринсивным, тоже (что, возможно, не так очевидно) возникли в результате инверсии и дальнейшего усиления. С другой стороны, и подчинённые, возникшие в результате инверсии мотивации, при определённых условиях могут стать доминирующими.

Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого, доминирующей становится мотивация, вызвавшая эту деятельность.

Другие исследователи тоже описывали подобные процессы. В частности, Б. Ф. Скиннер (Skinner B. F.) в экспериментах с применением наказания получал противоречивые результаты. Оказалось, что поведение, в результате которого возникают неприятные последствия, не исчезает полностью. Оно лишь видоизменяется, проявляясь в других формах.

Г. Олпорт (Allport G., 1937) сформулировал "принцип функциональной автономии", в соответствии с которым инструментальные действия, порождённые биологическими потребностями, могут в дальнейшем мотивироваться уже независимо от этих потребностей.

А. Н. Леонтьев (1975г.) показал возможность полноценному мотиву (свойству доминирования) сдвигаться на другой объект (подчинённую цель) и выразил это в концепции "сдвига мотива на цель". То есть действия, служившие ранее для достижения подчинённых целей, могут отщепляться от первоначальной (ведущей) мотивации. И эти цели приобретают свойство полноценного (ведущего) мотива.

Эмоциональные процессы, как и условно-рефлекторные, постоянно находятся в динамике. Одни раздражители добавляются - другие исчезают. "Застывшего" условного рефлекса, эмоциональной реакции - в природе не существует. Скорее, обычное эмоциональное состояние - это упрочнённые актуальные условные связи с признаками генерализации, когда условную эмоциональную реакцию начинают вызывать новые (похожие на старые) и некоторые обстановочные условные сигналы, а также происходит затормаживание новых и растормаживание старых (ранее заторможенных) условных связей.

Возможно, это одна из причин трудности в определении самого понятия "эмоция" и других понятий эмоциональной сферы: потребности, побуждения, мотива и т. д.

Например, А. Н. Леонтьев (1971,1975) мотив определил как опредмеченную потребность. В. К. Вилюнас (1990) отмечает признаки предметности и у эмоций.

Предметность - основополагающий признак. В условно-рефлекторной теории аналогом ему может быть условный сигнал. А состояние генерализации, когда действие условного (наличие предмета) и обстановочных сигналов может сочетаться, наиболее подходящим будет называть "ситуацией". Собственно, именно в таком смысле этот термин преимущественно и используется.

Образуется следующий ряд основных понятий (движение психических процессов совпадает с направлением по схеме снизу-вверх).

  • Доминирующая мотивация
  • Цель (подчиненная)
  • Мотив (подчиненный)
  • Положительная эмоция
  • Смещённая отрицательная эмоция
  • Отрицательная эмоция. Психическая травма
  • Болевая реакция
  • Физическое повреждение

Болевая реакция, как безусловный рефлекс, предметна в своей физиологической конкретности. Но со временем появляются признаки генерализации, что будет проявляться реакцией на обстановку состоянием тревоги (предметность, переходящая в ситуацию).

При упрочнении одной из условных связей и затормаживании других (обстановочных), возникает отрицательная эмоция, как реакция на этот условный сигнал (ситуация опять становится преимущественно предметной) - это признак смещения.

Сильная отрицательная эмоция, психическая травма могут приобретать некоторые свойства безусловного рефлекса, способны вторично вызывать генерализацию - образовывать обстановочные связи и выделять среди них один условный сигнал. То есть за смещением может последовать ещё одно смещение (ситуация с затормаживанием обстановочных рефлексов также становится преимущественно предметной).

Далее, отрицательная эмоция опять "обрастает" обстановочными рефлексами (реакциями), которые затормаживаясь и "накапливаясь", влияют на силу проявления основной эмоциональной реакции. В какой-то момент, преобладание сигналов заторможенных обстановочных рефлексов при ослаблении условного сигнала приводит к тому, что знак эмоции меняется на положительный (предметность опять сменяется ситуативностью, но предмет в ситуации тот же) - это признак инверсии.

Мотив (подчинённый) - результирующее эмоциональное состояние, включающее отрицательную эмоцию (результат воздействия или лишения) и воображаемую, пережитую ранее положительную эмоцию, возникавшую при разрешении подобной проблемы. Преобладание первой или второй определяет каков будет мотив - избегание или устремление. (Предмет в ситуации тот же.)

Цель (подчиненная) - осознанный мотив (предметность в ситуации наиболее конкретна).

Доминирующая мотивация - доминанта - включает в себя подчиненные мотивы и цели (предметность в ситуации максимальна).

Ситуативный фактор в перечисленных выше феноменах (стадиях процесса) в любом случае присутствует. Это, главным образом, влияние условных обстановочных, ассоциативных связей доминирующей мотивации. То есть под влиянием доминирующей мотивации образуются новые мотивы путём инверсии отрицательных эмоций в положительные (см.: Вытеснение, смещение, инверсия, сублимация...).

Принципиально важным для данных рассуждений является очевидный факт: разделение актуальных в данный момент мотивов и эмоций на главные, доминирующие и подчинённые, второстепенные. Например, потребность в пище - это доминирующая мотивация, а вкусовые ощущения (оценка качества пищи) - подчинённые эмоции и мотивы. Доминирующие мотивации и эмоции ещё называют основными, ведущими, глубинными. Вообще, доминантность мотивации относительна, и существует, пока актуализируются подчинённые мотивы. Подчинённые мотивы и эмоции могут называться ещё производными, ситуативными, конкретными.

Чаще всего, когда говорят собственно о мотивации, речь, видимо, идёт о главной, доминирующей мотивации. А мотив - это, скорее, подчинённое, конкретное побуждение.

Доминирующая мотивация преимущественно неосознанна. Это, например, в состоянии голода - желание еды, как таковой; подчинённый мотив более конкретен и более осознан (когда возникает желание сладкого, солёного, острого и т.д.).

По поводу проблемы взаимодействия доминирующей мотивации и подчинённого мотива, можно привести мнение, что мотивация - это совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986). Если это так, то осознанные по очереди второстепенные мотивы, в разное время и в различных ситуациях, подчинённые какой-то главной мотивации, составляя эту мотивацию, делают её доминирующей, а мотивы в составе этой мотивации - неосознанными. Получается, что подчинённые мотивы, как бы, "подпитывают", усиливают доминирующую мотивацию, за счёт "энергии" которой затем возникают всё новые и новые мотивы.

Эмоции отличаются только знаком и предметностью. Например, предметом эмоции страха высоты является потеря опоры. Такие эмоции относятся к простым.. Сложные эмоции состоят из более простых: зависть - это негативное отношение к кому-то (отрицательная эмоция) и желание иметь то, что он имеет (положительная эмоция привлекательности этой вещи); стыд - это переживание по поводу своего поступка и положительное отношение (симпатия, уважение) к кому-то или к окружающим, и т. д. Однако в действительности, эмоции социального плана, как правило, осложнены механизмами переноса, проекции (смещение, инверсия) и др., и некоторые из эмоций, перечисленных здесь, возможно, могут быть разбиты на ещё более простые. Такое сложение эмоций, вероятно, аналогично тому, что происходит при формировании мотива, когда положительная эмоция возникает на фоне отрицательной и на той же предметной основе. И, похоже, сложение происходит по тем же правилам: это наличие противоположных по знаку эмоций, и наличие общей предметной и ситуативной основы. Аналогичным образом, видимо, происходит сложение положительной доминирующей эмоции и отрицательной подчинённой эмоции. В результате, на предметной основе последней возникает положительная эмоция, а затем и мотив. Положительная эмоция и соответствующий мотив преимущественно ситуативны (хотя при осознании предстают в конкретной, предметной форме) именно потому, что "обременяются" ситуацией доминирующей мотивации.

Сильное влияние доминирующей мотивации может привести к тому, что предметом подчинённого мотива становится повреждающий фактор (например, слишком горячая еда). Вредные привычки, зависимости, девиации поведения характеризуются тем, что мотив, возникший под воздействием очевидно повреждающего (травмирующего) фактора, становится доминирующим. Вообще, разделить раздражители на вредные и полезные невозможно, потому что любой раздражитель при большой силе воздействия - вреден. Отсюда и возникают такие «сбои» в эмоциональной сфере.

Уменьшение повреждающего действия или отдаление опасности (изменение ситуации) вызывает положительные эмоции именно в отношении ослабленного повреждающего воздействия или удалённой опасности (фантомное удовлетворение). И именно потому, что, как уже отмечалось, не бывает абсолютно полезных и абсолютно безвредных окружающих факторов. То есть нет идеальной цели (вообще без всякой вредности) к которой можно было бы стремиться. Но есть оптимальный путь, направление которого совпадает с ослаблением повреждающего фактора. Это направление определяется эмоциями (регулирующая функция): избеганием очень сильного повреждающего воздействия и стремлением к привычному, более слабому варианту этого воздействия. Так повреждающие факторы (в широком смысле) могут становиться привлекательными. (Привлекательность, феномен красоты.)

По материалам статьи Владимира Иванова
"Психология, сновидения, рефлексы" - 1 часть,  2 часть

Источник: psy.tom.ru





Cтатьи по теме:






Публикации:

Почему возникает простуда?  В борьбе с инфекциями эволюционировали не только иммунные органы, но и другие органы и системы.

Эффект простуды наглядно демонстрирует работу провоцирующих механизмов. Резкое охлаждение разогретого тела, например, на сквозняке или питьё холодной воды, приводит к ослаблению факторов местного иммунитета, что вызывает рефлекс чихания. В результате патогенные микроорганизмы (бактерии и вирусы) попадают в околоносовые пазухи, где происходит индукция иммунного ответа. Чихание и кашель способствуют формированию индивидуального и коллективного иммунитета против ОРЗ, гриппа, менингита, энцефалита и других инфекций.   >>>


Как создать необходимый для работы творческий настрой?  Метод, доступный каждому - Неторопливое письмо или каллиграфия.

Творческий застой может возникнуть по нескольким причинам: это и различные отвлечения, и длительное отсутствие результатов или обратной связи, и стресс. Называют это по-разному: творческий кризис или застой, пустота, страх чистого листа или просто лень. Одним словом, возникает какой-то психологический барьер.
Как же достичь такого состояния, которое можно называть по-разному, но суть одна: творческий подъём, заряд энергии, полёт мысли, вулкан идей, всплеск фантазии, просветление в мозгу, неограниченность мышления, прорыв сознания, кураж, предчувствие успеха, мощный импульс, фантастический настрой, эйфория, интуиция, озарение - инсайт, креативность и т.д.   >>>


Стратегии иммунной защиты. Система естественной профилактики инфекций. Прямой путь поступления антигенной информации. Терморегуляция. Механизмы физиологической провокации. Новые способы вакцинации.

Закалённый человек переболевает ОРЗ и гриппом в летний период, а незакалённый - в осенне-зимний. Зимний период с преимущественным пребыванием в тёплых помещениях воспринимается организмом современного человека, как продолжение лета. Важными рефлекторными зонами, которые могут вызывать и простудные эффекты, служат ступни ног, поверхность спины у мужчин и ягодиц у женщин. Связано это, видимо, с различиями в распределении массы тела, диафрагмальным дыханием у мужчин и грудным дыханием у женщин. Всё перечисленное относительно женщин безусловно связано с деторождением.   >>>


Психология, сновидения, рефлексы (1 часть). Обзор гипотез, теорий, идей в психологии. В частности, эмоции и мотивы рассматриваются как дальнейшее усложнение условных рефлексов. Психические защитные механизмы: вытеснение, смещение, перенос, проекция, сублимация – представлены стадиями единого процесса.   >>>

Психология, сновидения, рефлексы (2 часть). Во второй части статьи психологические закономерности рассматриваются на примерах: феномене привлекательности и красоты, восприятии цвета, половой ориентации, влечении и др.   >>>


 Легкая и простая диета для похудения - Мясное на ужин плюс настои трав. Неограничительный рацион и режим питания.

Эта диета для желающих похудеть и для общего оздоровления. В основе диеты лежит наблюдение, что мясная пища является не только стимулятором обмена веществ и физической активности, но и является сильнейшим фактором повышения аппетита. Но аппетит на протяжении суток понизиться, если мясные блюда в сочетании с другими продуктами употреблять только вечером, за ужином.
Облегчить переход на новый режим питания можно, применяя настои трав. Следует предостеречься и не злоупотреблять настиями тех трав, у которых действующие вещества вызывают мочегонный или слабительный эффекты.   >>>






Разделы сайта:






Copyright © В.А. Иванов, 2003-2006

Главная страница   Содержание   Комментарии   Информация о сайте   Поиск на сайте
Топ   Обновления   Ссылки   English version
При перепечатке и любом другом использовании материалов сайта
ссылка на psy.tom.ru обязательна.


Рейтинг@Mail.ru         Психология100         Rambler's Top100                 liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа