Психология100
http://psy.tom.ru



Школа, трудовой коллектив - примеры
психической защиты.


Есть очевидное сходство механизмов психической защиты по типу вытеснения и смещения с условно-рефлекторными процессами. То есть состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, - можно по аналогии, с некоторыми допущениями, рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов - воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются защитные механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом), включавшая в себя до вытеснения эту второстепенную проблему. В результате этого снижается острота (актуальность) основной проблемы. В динамике эти процессы психической защиты можно рассмотреть на примерах.

При переходе в другую школу Анна столкнулась с непривычными для неё строгими требованиями. Некоторые учителя, как она посчитала, отнеслись к ней несправедливо, и она их возненавидела. Ходить в школу с таким настроением очень тяжело. Поэтому переживания по поводу учителей со временем притупились, но у ней появилось отвращение к учёбе (чтению книг, подготовке домашних заданий и т.д.), хотя в прежней школе она училась неплохо. Смещение в данном случае произошло на учебные дела и проблемы, так как они стали условными сигналами, предваряющими неприятное общение с учителями.

У Кирилла возникла сложная ситуация. По независящим от него обстоятельствам он вынужден переехать в другой город. Предстояла смена привычной обстановки. Не хотелось покидать обжитой дом, накатывались тяжёлые мысли о предстоящем расставании с родственниками и друзьями. Жаль терять работу, уходить из коллектива, в котором он так тяжело адаптировался, но с приобретением опыта занял достойное место. Через некоторое время Кирилл стал замечать, что все переживания отступили на второй план, кроме проблемы, связанной с потерей работы (смещение проблемы в целом на её часть).

Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе - на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения").

Во всех этих примерах наблюдается явление, подобное тому, которое З. Фрейд назвал "вытеснением" в бессознательное. Нас же интересует, скорее, вытеснение в предсознательное, когда главная проблема перестаёт волновать, на какое - то время может забываться, но в определённой ситуации опять вспоминается. При сопоставлении со стадиями выработки условного рефлекса, это состояние (вытеснение) первоначально совпадает со стадией генерализации, когда возникает чувство тревоги (неопределённой опасности). Это и понятно: слишком много условных сигналов (страхов) не "охватывается" сознанием, пока не определится один, самый сильный. Когда это произойдёт (специализация условного рефлекса) - тревога исчезнет - актуальным станет только один условный сигнал (одна проблема). Главная же проблема так и останется вытесненной. Таким образом, смещением завершается начавшийся процесс вытеснения.

Конечно, процесс смещения не следует понимать буквально, упрощенно, с запрограммированным результатом. Каждую минуту окружающая обстановка меняется. Вместе с ней изменяются и акценты восприятия. Поэтому объект смещения непостоянен, так как из - за сложности главной проблемы, не может быть и однозначного решения. Заметим, что простые, но сильно травмирующие факторы, в результате генерализации вызывают сложные психоэмоциональные реакции; не "охваченные" сознанием, они неизбежно вытесняются и смещаются. Простые, неосложнённые реакции часто являются объектами смещения других, более сложных реакций (проблем).

Но на этом психический процесс как правило не останавливается. Дальнейшее изживание психической травмы происходит уже по механизму "инверсии". То есть когда острота реакции ослабевает (опасность отступает), или когда отрицательные эмоции (проблемы) мешают решению других задач (при наличии соответствующей мотивации), происходит "инверсия" - замена отрицательных эмоций положительными. Радикально меняется поведение: стратегия избегания заменяется на стратегию достижения. То, что раньше вызывало страх, отвращение, раздражение, - теперь вызывает интерес, желание обладать этим или испытывать ранее избегаемые ощущения. То есть возникает подчинённая мотивация, формирование которой связано с доминирующей мотивацией.

Когда у Анны появилось негативное отношение к учёбе из-за проблем с учителями, ситуация казалась безвыходной, если бы не одно событие. В этой школе была традиционно сильной художественная самодеятельность. Анна стала активно участвовать в ней и, обладая прекрасным голосом, удачно выступила на школьном концерте. После этого она почувствовала особое к себе отношение и симпатию окружающих. Ей стало как-то неловко плохо учиться, и она решила стать одной из первых учениц в школе. Под воздействием этой сильной мотивации, негативное отношение к учёбе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (основная проблема тоже инвертируется, то есть разрешается).

У Кирилла в связи с переездом обострились переживания по поводу потери работы. Но при встрече с руководством выяснилось, что в том городе, куда он переезжает, будет открыт филиал фирмы, и Кириллу, как перспективному сотруднику, предложили его возглавить. После этого предложения (сильная мотивация), улетучились все переживания по поводу расставания с трудовым коллективом (инверсия). Более того, деловые отношения с некоторыми членами трудового коллектива теперь стали восприниматься им как неприязненные с обеих сторон (инверсия чувств от терпимости и, следовательно, скрытой напряжённости, до полного неприятия, что, как ни странно, послужило разрядкой). Как только эта проблема отступила, вдруг обострились другие переживания, уже по поводу расставания с друзьями (возникло новое смещение на часть главной проблемы). Так как мотивация очень сильная (карьерные устремления), то и эта проблема быстро рассеялась: у Кирилла появилось желание испытать себя одиночеством, другими трудностями.

Такого типа инверсии (как в последнем примере) можно обозначить, как "желание причинить себе боль", понимая под словом боль и психическую травму тоже. В подобных ситуациях случаются и инверсии типа "желание причинить боль другому". Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что желание причинить боль другому равносильно причинению боли самому себе, если этот другой человек тебе небезразличен. Не углубляясь в детали, заметим, что З. Фрейд уже отмечал подобное явление - возможность одновременного существования у человека противоположных тенденций в виде перверсий.

Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого, доминирующей становится мотивация, вызвавшая эту деятельность.

Пример с Анной. В результате сильного желания стать одной из лучших учениц в школе, у ней появились значительные успехи в учёбе. Но для того, чтобы стать первой, требуется много усилий. Она поняла, что лидерство её уже перестало привлекать. К этому времени уже возникли дружеские отношения с одноклассниками. Ей просто стало интересно учиться, каждый день узнавать что-то новое. Акцент сместился с лидерства на интерес к учёбе. В данном примере, в процессе сублимации задействованы только социальные мотивы.

По материалам статьи "Психология, сновидения, рефлексы"

Источник: psy.tom.ru





Cтатьи по теме:






Публикации:

Почему возникает простуда?  В борьбе с инфекциями эволюционировали не только иммунные органы, но и другие органы и системы.

Эффект простуды наглядно демонстрирует работу провоцирующих механизмов. Резкое охлаждение разогретого тела, например, на сквозняке или питьё холодной воды, приводит к ослаблению факторов местного иммунитета, что вызывает рефлекс чихания. В результате патогенные микроорганизмы (бактерии и вирусы) попадают в околоносовые пазухи, где происходит индукция иммунного ответа. Чихание и кашель способствуют формированию индивидуального и коллективного иммунитета против ОРЗ, гриппа, менингита, энцефалита и других инфекций.   >>>


Как настроиться на творческую работу?  Метод: "Творческий настрой - неторопливое письмо или каллиграфия".

Творческий застой может возникнуть по нескольким причинам: это и различные отвлечения, и длительное отсутствие результатов или обратной связи, и стресс. Называют это по-разному: творческий кризис или застой, пустота, страх чистого листа или просто лень. Одним словом, возникает психологический барьер.
Как же достичь такого состояния, которое можно называть по-разному, но суть одна: творческий подъём, вдохновение, заряд энергии, полёт мысли, вулкан идей, на творческой волне, всплеск фантазии, на гребне волны, просветление в мозгу, неограниченность мышления, прорыв, поток сознания, кураж, предчувствие успеха, мощный импульс, фантастический настрой, драйв, эйфория, интуиция, озарение-инсайт, креативность и т.д.   >>>


Стратегии иммунной защиты. Система естественной профилактики инфекций. Прямой путь поступления антигенной информации. Терморегуляция. Механизмы физиологической провокации. Новые способы вакцинации.

Закалённый человек переболевает ОРЗ и гриппом в летний период, а незакалённый - в осенне-зимний. Зимний период с преимущественным пребыванием в тёплых помещениях воспринимается организмом современного человека, как продолжение лета. Важными рефлекторными зонами, которые могут вызывать и простудные эффекты, служат ступни ног, поверхность спины у мужчин и ягодиц у женщин. Связано это, видимо, с различиями в распределении массы тела, диафрагмальным дыханием у мужчин и грудным дыханием у женщин. Всё перечисленное относительно женщин безусловно связано с деторождением.   >>>


Психология, сновидения, рефлексы.  Физиологические основы психических процессов. Гипотезы, теории, идеи в психологии и психофизиологии.

В частности, эмоции и мотивы рассматриваются как дальнейшее усложнение условных и безусловных рефлексов. Психические защитные механизмы: вытеснение, смещение, перенос, проекция, инверсия эмоций, сублимация – представлены стадиями единого психического процесса. Выделяются основные факторы, мотивы, определяющие поведение человека и животных.
Данные психологические закономерности рассматриваются на примерах: вкусовых предпочтений, феномене привлекательности и красоты, восприятии цвета, мотивах полового поведения и др.   >>>


Легкая и простая диета для похудения - Мясное на ужин плюс настои трав. Неограничительный рацион и режим питания.

Эта диета для желающих похудеть и для общего оздоровления. В основе диеты лежит наблюдение, что мясная пища является не только стимулятором обмена веществ и физической активности, но и является сильнейшим фактором повышения аппетита. Но аппетит на протяжении суток понизиться, если мясные блюда в сочетании с другими продуктами употреблять только вечером, за ужином.
Облегчить переход на новый режим питания можно, применяя настои трав. Следует предостеречься и не злоупотреблять настиями тех трав, у которых действующие вещества вызывают мочегонный, желчегонный или слабительный эффекты.   >>>






Разделы сайта:






Copyright © В.А. Иванов, 2003-2007

Главная страница   Содержание   Комментарии   Информация о сайте   Поиск на сайте
Топ   Ссылки   English version
При перепечатке и любом другом использовании материалов сайта
ссылка на psy.tom.ru обязательна.


Рейтинг@Mail.ru         Психология100         Rambler's Top100                 liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа