psy.tom.ru



Вытеснение, смещение, инверсия, мотивация -
стадии единого процесса



Владимир Иванов

В статье сделана попытка исследования физиологических основ психических процессов. В частности, предложен возможный вариант взаимосвязи, или, вернее, единства защитных механизмов психики (эмоций) и условных, безусловных рефлексов. То есть каким образом рефлекторные механизмы и процессы становятся основой защитных механизмов. Так, вытеснение, смещение, инверсия эмоций - представлены стадиями единого процесса. Предложена схема деления сложных психических явлений на составляющие. Выделяются основные факторы, определяющие поведение человека и животных. В том числе: пережитые травмы, сновидения, эмоции, влечения. Они помогают ответить на вопрос о мотивах поведения человека, механизме принятия им тех или иных решений.
      Психологические закономерности рассматриваются на примерах: социального поведения, феномене привлекательности и красоты, восприятии цвета, вкусовых предпочтений, мотивах полового поведения и др. В ходе рассуждения и изложения автором собственных представлений, даётся обзор уже известных гипотез, теорий и идей в психологии и психофизиологии.

Введение

Объектом и предметом исследования данной статьи являются известные и распространённые психологические феномены. Речь в первую очередь идёт о защитных механизмах психики и связанными с ними эмоциями. Предложенные к рассмотрению явления психики не являются умозрительными гипотетическими конструктами. Реально наблюдаются и хорошо описаны психологами-исследователями. Рассмотрим защитные механизмы психики, открытые основателем психоанализа З.Фрейдом [8]. Первый и главный из них - вытеснение.

Сейчас феномен вытеснение имеет более широкое, чем в классическом психоанализе толкование. В статье под вытеснением понимается подавление любых неприятных переживаний до разной степени осознанности. Можно считать, что результатом вытеснения является устранение (ослабление) эмоциональной составляющей психотравмы. Как базовый механизм психической защиты, вытеснение лежит в основе или является составной частью всех других, более сложных защитных механизмов. Кроме двух тоже базовых: смещения и инверсии. В теории условных рефлексов вытеснение сопоставимо со стадией генерализации.

Защитный механизм и психологический феномен “смещение” в современном толковании практически неотличим от психоаналитического. Смещение (правда, в отношении сновидений), как и вытеснение, З.Фрейд [7,8]относил к базовым явлениям. Это, по моему мнению, основное его достижение, как учёного. Ещё одно важное достижение Фрейда это открытие таких явлений, как реактивное образование и сублимация. То есть возможность существования подобных механизмов. Но об этом ниже. В статье показано, что смещение, как психологическое явление, более широкое и универсальное понятие. Оно не только выходит за рамки сновидения, но и лежит в основе всех психических процессов (наряду с вытеснением). Например, смещение лежит в основе или является составной частью всех других защитных механизмов, относящихся к группам: смещения, инверсии, мотивации (см. раздел “Защитные механизмы психики”). Кроме базовых, собственно, инверсии и мотивации. В теории образования рефлексов смещение будет соответствовать стадии закрепления (специализации) условного рефлекса.

Инверсия эмоций в статье рассматривается только в одном значении. Это превращение отрицательной эмоции отношения к какому-то предмету, объекту путём изживания в положительную эмоцию. И реже в обратном направлении. Так как это будет означать, что психический процесс откатывается назад.

Выделяются две группы психических явлений:

1. Первичные, основные (базовые), простые:
        - вытеснение, смещение, инверсия эмоций, мотив.

2. Вторичные (производные), второстепенные (рутинные), сложные (составные):
        - все остальные.

Данные понятия обозначают как процесс, так и его результат.

Мотив и мотивацию при некотором допущении тоже можно назвать психологической защитой. В общем случае это защита от бездействия, аппатии. Выстраивается мотив (а затем и мотивация) на базе первичных, простых психических явлений (защитных механизмов). Точкой отсчёта всех психических процессов является физическая или психическая травма. Затем происходит "вытеснение" и следом "смещение". Далее на базе отрицательной эмоции смещения возникает (может возникнуть) положительная эмоция. То есть происходит "инверсия", которая может прорасти в мотив. Важно отметить, что процесс с откатами назад, остановками, но движется только в одном направлении от травмы к мотивации. Положительные эмоции это следствие (результат) пережитых отрицательных эмоций. Не бывает никаких удовольствий без испытаний и лишений (травм). Подобные мысли в том или ином виде уже высказывались психологами, философами, писателями. В данной статье эта идея сформулирована в виде закона.

Пример. Почему аскетизм может быть привлекательным? Почему тяжёлые испытания и лишения при таком образе жизни (то есть в ситуации травмы) сопровождаются положительными эмоциями и мотивацией? Общий ответ: психика всегда подстраивается под данную ситуацию. Если подробнее, то ответ такой: включаются механизмы вытеснения и смещения, а затем могут ещё включиться механизмы инверсии и мотивации. Что важно, мотивация не избегания этих лишений, а именно позитивная мотивация стремления к аскетичному образу жизни. Аналогично и в случае анорексии. Эмоции в этом случае тоже положительные, но мотивация деструктивная. Изощрённых и обыденных примеров эмоциональной реакции человека можно привести сколько угодно, но закономерность будет одна и та же. Просто отклонения на слуху, а на обычную эмоциональную реакцию меньше обращают внимания. То есть эта закономерность универсальна, и обеспечивает она, в основном, норму поведения сейчас, и помогала выжить в трудных условиях дикой природы.

Интересно, также, проследить эту закономерность психики и в эволюционном плане, начиная с момента выхода животных на сушу. А именно: как опасности, связанные с гравитацией, могли вызвать появление защитных механизмов у позвоночных, а позже у теплокровных животных и, естественно, у человека?

В этом смысле смещение в сновидении однозначно имеет предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях в реальности, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений. Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, - это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа "падений", а также смещенные состояния в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить "метки" на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, боязни падающих предметов, страха тесных пространств или в других более сложных жизненных ситуациях. Другими словами, без сновидений не смогли бы возникнуть страх высоты и страх тесных пространств, необходимые для выживания. Аналогично и с более сложными проблемами. Во сне проставляются акценты, важные моменты, например, касаемо отношений в коллективе, личных отношений. Скажем, возникают эмоции относительно какого-то человека, а причины их породившей, ситуации, источника (сновидения) мы уже не помним.

Если исследовать сновидения не одномоментно, а во временном развитии, то наблюдается, например, в теме падений некая динамика. Сначала, преимущественно в детском возрасте, снятся кошмары "простых" падений. По мере взросления в рассказах об увиденных снах все больше делается акцент на случаях избегания падений, например, при хождении по краю обрывов, крыш высоких домов и т.д., испытывая при этом страх, который, как бы, и предотвращает падение. Далее, по мере изживания страха, может присниться сон с чудесными полетами над окружающей местностью или более реалистичный сон на эту же тему, окрашенный положительными эмоциями. Можно сказать, что это один и тот же сон, растянувшийся на многие годы или, что это один и тот же психический процесс, который под воздействием окружающей обстановки претерпевает фазовые изменения. Исследование подобных процессов, и не только в сновидениях, легло в основу настоящей статьи.


Защитные механизмы психики

Защитные механизмы психики являются важными для понимания природы поведения человека психологическими явлениями, феноменами. Существует множество вариантов их описания. За основу возьмём защиты (некоторые уже в современном толковании), предложенные основателями психоанализа и их последователями. Попробуем выделить группы по сходным признакам, которые являются одновременно и стадиями психического процесса. И так как эти группы являются стадиями, то сложные явления (защитные механизмы), относящиеся к последующей группе, включают в себя и все предыдущие стадии.

Группа вытеснения: подавление, изоляция, отрицание, диссоциация, игнорирование (избегание).
        Отметим для данных состояний разную степень удаления из сознания неприятных переживаний.

Группа смещения: замещение, вымещение, перенос, проекция отрицательных эмоций, обесценивание, аутоагрессия, конверсия (соматизация).
        Смещение это базовое, первичное психическое явление. Стадия психического процесса, следующая за вытеснением. Результатом смещения (для всей группы) будет отрицательная эмоция.

Группа инверсии: аннулирование (возмещение), проекция положительных эмоций, отыгрывание (разрядка), примитивная идеализация и обесценивание (возвращает в группу смещения) , интроекция, идентификация с агрессором (стокгольмский синдром), регрессия, когнитивная группа*.
        Собственно, инверсия эмоции - это базовое, первичное психическое явление. Другие перечисленные здесь явления относятся к сложным и могут включать в себя стадии вытеснения и смещения. Результатом инверсии (для всей группы) будет положительная эмоция.
        К группе инверсии также можно отнести завершённый гештальт, рефрейминг контекста и содержания (НЛП).

Группа мотивации: сублимация, реактивное образование или формирование реакции, компенсация, гиперкомпенсация.
        Мотивация тоже первичное психическое явление. Другие перечисленные здесь явления относятся к сложным и могут включать в себя все предыдущие стадии. Название говорит само за себя. Относящиеся к группе феномены характеризуются появлением в результате психического процесса признаков мотивации или мотива.

* Когнитивная группа: интеллектуализация, морализация, рационализация. Эти явления характеризуются наличием мыслительных процессов. Всю эту группу можно отнести к группе “инверсии эмоций”.


Вытеснение и смещение

И.М. Сеченов [3] и позже И.П. Павлов [4], В.М. Бехтерев [5] показали важную роль рефлекторных механизмов в формировании высших психических функций. Оставаясь в рамках этой концепции, для начала представим психику, как рефлекторную систему, направленную на избегание нежелательных воздействий внешней среды. Заметим, что болевая реакция является сильнейшей безусловной реакцией, всегда сопровождающейся переживанием страха и ужаса. Эти переживания возобновляются (по крайней мере, негативная окраска эмоций) и при условно-рефлекторном воспроизведении болевой реакции. Физическая боль при этом воспроизводится в виде мышечных спазмов и других проявлений.

Например, страх у маленьких детей может вызвать громкий звук. Д. Уотсон и Р. Рейнер [15], совмещая показ белых мышей с ударом в гонг, вызывали у ребенка обусловленный страх мышей. Выяснилось, что угасания этого страха после прекращения безусловного раздражителя (громкого звука) не происходит, в отличие от классического условного рефлекса. Более того, страх имел тенденцию к генерализации, то есть распространялся на кролика, белую шубу, лист белой бумаги и т.д. Позже, изучая природу социальных страхов, психологи пришли к аналогичным результатам.

Рассмотрим, как может образовываться условная реакция страха в ситуациях с падениями. В реальной жизни ничто не повторяется в той же самой обстановке несколько раз. Да и сама обстановка меняется. С рождения дети не боятся высоты, а когда начинают ходить - много падают. Например, один раз ребёнок упал и испытал боль, когда быстро побежал за кошкой, в другом случае упал со стульчика, а на улице - с детской качели. В каждой из этих ситуаций постоянно присутствовал только один условный сигнал - потеря опоры. На неё и вырабатывается условный рефлекс - реакция страха.

Маловероятно, что страх потери опоры и страх к громкому звуку являются врожденными, как принято было считать. Но нельзя отрицать и возможность того, что условные страхи начинают формироваться ещё до рождения, доходя до стадии генерализации-тревоги. Формирование же предметного страха может происходить при наличии конкретного, предметного источника боли, от которого плод защищён. Громкий звук может напрямую вызвать боль в барабанных перепонках, а затем и страх, но, вероятно, только после рождения.

Какое же адаптивное значение может иметь страх потери опоры (чувство невесомости), ведь ребёнок не осознаёт того, что он когда-либо терял опору и не предвидит этого в опасных ситуациях? То есть ввиду мимолётности, очень малой продолжительности случайного падения, страх потери опоры не осознаётся и, следовательно, в реальности не вызывает никаких осознанных реакций. Ответ на этот вопрос следует искать, скорее всего, в сновидениях. Те ассоциации, которые возникают при каждом падении: потеря опоры и кошка, потеря опоры и стульчик, потеря опоры и качели - рано или поздно выводят на тему потери опоры в сновидении, а значит - на тему падений. Отсюда - кошмары падений. Сон "усиливает" едва тлеющее ощущение опасности до таких масштабов, до такого страха падений, что дальнейшее обусловливание, то есть смещение сигнала потери опоры на условный сигнал высоты, и страх высоты (акрофобия), уже не вызывают никаких вопросов. Как и важное адаптивное значение страха высоты для предотвращения падений уже в реальности. Возможно, "усиливающее свойство сна" является механизмом развития и причиной трудного угасания (излечения) социальных и других страхов (фобий). В том числе и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). То есть постоянные кошмары во сне это не симптом ПТСР, а, именно и вероятнее всего, основная причина развития этого психического расстройства.

Забегая вперед, отметим жесткую привязку основных (в детстве) сюжетов сновидений с проявлениями гравитации. Тот же страх падений, падающих предметов, страх тесных, замкнутых пространств (клаустрофобия), связанный с опасностью обрушения укрытий - все свидетельствует об этом. Не исключая, конечно, и других страхов (боязни темноты, одиночества, незнакомых людей, животных и др.). В частности, боязнь незнакомцев или животных может возникнуть под влиянием кошмарных снов с преследованиями и погонями. Боязнь темноты может быть связана как со страхом тесных пространств, так и со страхом преследований. Защитная роль всех этих страхов очевидна.

Известно, что живущие в воде морские млекопитающие имеют однополушарный сон и лишены быстрой фазы сна (Л. Мухаметов) [16], в которую и генерируются предупреждающие сновидения у земных млекопитающих. А так как проявления гравитации в воде ослабляются (опасности, связанные с ней), то можно предположить, что сновидения и быстрая фаза первоначально возникли, наряду с другими причинами, как механизм предупреждения связанных с гравитацией опасных ситуаций, вероятность возникновения которых возрастала с появлением теплокровности и, следовательно, с повышением активности.

Бывает, что очень важные сигналы слишком слабы или кратковременны, но есть возможность предотвратить опасность. Тогда может сформироваться условная реакция на неосознанный раздражитель. Например, ориентация слепых людей в пространстве основана на том, что отраженные от препятствий неслышимые звуки вызывают условную реакцию сокращения мышц лица, воспринимаемую как холодок, прикосновение, затенение (И. Бериташвили) [17]. Условная связь возникает в результате нескольких столкновений. Возникающая боль всегда сопровождается сокращением мышц лица и шеи, чтобы отстраниться от препятствия.

Аналогичное предупредительное смещение (условная реакция) наблюдается и в других ситуациях. Так, в случае непереносимости некоторых продуктов, их вкус и запах становятся условными сигналами расстройства кишечника, как безусловной реакции. В результате вкус и запах непереносимого продукта, при упрочнении условной связи, становятся неприятными или даже отвратительными. В этом примере заметна некая физиологическая запрограммированность, хотя при заболеваниях внутренних органов наблюдается даже безусловное (генетически закрепленное) смещение боли на определенные участки поверхности кожи (зоны Захарьина - Геда), так называемая, отраженная боль. При повреждении подкожных тканей боль тоже проецируется (смещается) на поверхность кожи, но уже в зоне воспаления.

Состояние общего утомления (стресса) часто сопровождается дискомфортом именно в тех органах или частях тела, функция которых или ослаблена, или они испытывали перед этим повышенную нагрузку (смещение на тот орган, который будет сигнализировать о накопившейся усталости). Такая психовегетативная реакция может проявляться ощущением тяжести в ногах, головными болями, резью в глазах, а при волнении - болью в области сердца. Аналогичный механизм, похоже, задействован и в образовании конверсионных симптомов (нарушения чувствительности, параличи, глухота, немота и т.д.) при неврозах и в случаях психосоматических заболеваний, к которым относят: гипертонию, стенокардию, бронхиальную астму, язвенную болезнь, полиартрит, нейродермит и др.

Состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, - можно по аналогии, с некоторыми допущениями рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов - воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом). В результате этого снижается острота эмоций и актуальность основной проблемы. Рассмотрим два примера.

При переходе в другую школу Анна столкнулась с непривычными для неё строгими требованиями. Некоторые учителя, как она посчитала, отнеслись к ней несправедливо, и она их возненавидела. Ходить в школу с таким настроением очень тяжело. Поэтому переживания по поводу учителей со временем притупились, но у ней появилось отвращение к учёбе (чтению книг, подготовке домашних заданий и т.д.), хотя в прежней школе она училась неплохо. Смещение в данном случае произошло на учебные дела и проблемы, так как они стали условными сигналами, предваряющими неприятное общение с учителями.

У Кирилла возникла сложная ситуация. По независящим от него обстоятельствам он вынужден переехать в другой город. Предстояла смена привычной обстановки. Не хотелось покидать обжитой дом, накатывались тяжёлые мысли о предстоящем расставании с родственниками и друзьями. Жаль терять работу, уходить из коллектива, в котором он так тяжело адаптировался, но с приобретением опыта занял достойное место. Через некоторое время Кирилл стал замечать, что все переживания отступили на второй план, кроме проблемы, связанной с потерей работы (смещение проблемы в целом на её часть).

Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе - на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения"). То есть при смещении происходит переадресация отрицательной эмоции на второстепенный объект, который имеет отношение к общей ситуации.

Во всех этих примерах наблюдается явление, подобное тому, которое З. Фрейд назвал "вытеснением" в бессознательное или предсознательное, когда главная проблема перестаёт волновать, на какое - то время может забываться, но в определённой ситуации опять вспоминается. При сопоставлении со стадиями выработки условного рефлекса, это состояние (вытеснение) первоначально совпадает со стадией генерализации, когда возникает чувство тревоги (неопределённой опасности). Это и понятно: слишком много условных сигналов (страхов) не "охватывается" сознанием, пока не определится один, самый сильный. Когда это произойдёт (специализация условного рефлекса) - тревога исчезнет - актуальным станет только один условный сигнал (одна проблема). Главная же проблема так и останется вытесненной. Таким образом, смещением завершается начавшийся процесс вытеснения.

Р. Кочюнас [9] отмечал, что когда вытеснение и смещение работают в паре, эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Или когда вытеснение сочетается с конверсией (соматической символизацией), данная комбинация образует основу истерических реакций. Это очень важное наблюдение, показывающее начало застрявшего на патологии психического процесса. Но ход наших рассуждений подводит к тому, что процесс может и не останавливаться, как в данном примере, а двигаться дальше и обеспечивать, в основном, норму поведения. Например, по типу сублимации. Заметим, что конверсию мы уже относили к группе смещения. И то что они работают в паре с вытеснением мы всё больше в этом убеждаемся.

Несмотря на то, что возникает отрицательная эмоция на второстепенную проблему, общее психологическое состояние человека облегчается. Это и объясняет, почему возникает желание делать пирсинг, татуировки, красить волосы в необычный цвет и т.д.. Например, человеку не нравится что-то в самом себе. Он делает татуировку или пирсинг, акцент смещается, и его проблема становится уже не актуальной. То же самое относится и к области отношений в коллективе. Незначительные проблемы всегда найдутся и культивируются внутри любого сообщества. Сплетни, недомолвки, неприязненные отношения. Или даже феномен “козла отпущения”. Поиски крайнего - это признак каких-то более серьёзных проблем внутри коллектива, которые маскируются таким вот способом и позволяют хоть как-то продолжать работать.

Конечно, процесс смещения не следует понимать буквально, упрощенно, с запрограммированным результатом. Каждую минуту окружающая обстановка меняется. Вместе с ней изменяются и акценты восприятия. Поэтому объект смещения непостоянен, так как из-за сложности главной проблемы, не может быть и однозначного решения. Заметим, что простые, но сильно травмирующие факторы, в результате генерализации вызывают сложные психоэмоциональные реакции; не "охваченные" сознанием, они неизбежно вытесняются и смещаются. Простые реакции часто являются объектами смещения других, более сложных реакций (проблем).

Становится очевидным, как полагал и З. Фрейд [7,8], что вытеснение (и, следовательно, смещение) лежит в основе всех психических движений. В вытеснении мы видим только внешнюю сторону таких, более глубоких процессов, как торможение, парабиоз, а также - индукционных явлений. Феномен торможения был открыт И. М. Сеченовым в 1862г. [3] в эксперименте, показывающим угнетение спинномозговых рефлексов раздражением промежуточного мозга. И. П. Павлов [4], наблюдая процессы возбуждения и торможения при упрочнении и угасании условных рефлексов, обнаружил индукционные явления. Положительная индукция, когда происходит усиление положительного рефлекса тормозным раздражителем, объясняет тот факт, что начавшаяся генерализация и вытеснение способствуют последующему смещению. С другой стороны, отрицательная индукция, когда применение положительного стимула вначале дифференцировки, облегчает специализацию, усиливая дифференцировочное торможение. Что, соответственно, при состоявшемся уже смещении, делает неизбежным увеличение глубины вытеснения, а для начавшегося смещения - включается механизм необратимости и ускорения. Вытеснение, видимо, включает в себя как элементы внешнего торможения, так и запредельного. В последнем случае, представляя сильно возбуждённое состояние как эмоциональную доминанту, можно предположить, что длительно действующий раздражитель, вызывая эффект запредельного торможения, и приводит к прекращению реагирования по типу вытеснения. Нельзя в этом случае исключить и участия механизмов парабиоза, открытых Н.Е. Введенским (1901г.) [6]. Опять, забегая вперёд, заметим, что фазы засыпания (уравнительная, парадоксальная, тормозная) очень напоминают фазы парабиоза.

Современные исследования процессов, объединённых понятием "вытеснение", начались с открытия феномена повышения порога восприятия табуированных слов (McGinnies, 1949) [18]. В дальнейших исследованиях было обнаружено, что неосознаваемая зона (разница между осознанным и подпороговым стимулами) особенно хорошо выражена при патологии головного мозга с симптомами астении и понижении возбудимости органов чувств (Г.Гершуни ) [19]. Если рассматривать подобные симптомы как конверсионные проявления и результаты смещений, то можно сказать, что смещение - это неотъемлемая, завершающая часть вытеснения. Другими словами, с помощью смещения реализуется механизм вытеснения. И действительно, пример из этой же работы - воздушную контузию головного мозга - можно интерпретировать, как смещение травматической реакции на орган слуха (глухота), что привело к расширению неосознаваемой зоны и, следовательно, вытеснению. В других случаях величина этой зоны может колебаться в широких пределах и зависит от эмоционального состояния (Э.Костандов)[20].

Здесь возникает парадоксальная ситуация: информация об опасности не доходит до осознания, но оставляет следы, накапливается. До тех пор, пока не возникнет реальная угроза (тогда порог осознания будет преодолен). А эти следы памяти в виде различных ассоциаций (временных связей), как оказалось, очень трудно угасают, если они были не осознанны и возникали на базе доминирующей мотивации и эмоции (Э.Костандов) [21].

И, возвращаясь к теме, еще раз подчеркнем: "смещение" - это условная реакция предупреждения определенной опасности или проблемы.

Факт смещения указывает на наличие какой-либо проблемы (психической, физической травмы).

Не смещённая проблема указывает на то, что она стала объектом смещения какой-то другой, более серьёзной проблемы.


Инверсия эмоций, мотивация

Напомним, в случае психического травмирования происходит смещение страха и других отрицательных эмоций с одного объекта на другой. Этим достигается или предупреждение об опасности, или снятие общего напряжения, или и то и другое одновременно. Всё начинается с вытеснения. Главная проблема уже не "загружает" полностью сознание. Отрицательные эмоции смягчаются (вытесняются и смещаются), что даёт организму возможность решать повседневные задачи, так как, будучи смещёнными, эмоции актуализируются во второстепенной проблеме лишь эпизодически, при воздействии соответствующих стимулов.

Далее, если опасность отступила, или когда смещённые и несмещённые эмоции (проблемы) мешают решению других задач, то есть при наличии мотиваций более высокого порядка, происходит "инверсия" - замена отрицательных эмоций положительными. А на базе этих положительных эмоций уже возникает мотивация. Радикально меняется поведение: стратегия избегания заменяется на стратегию достижения. То, что раньше вызывало страх, отвращение, раздражение, - теперь вызывает интерес, желание обладать этим или испытывать ранее избегаемые ощущения.

Когда у Анны появилось негативное отношение к учёбе из-за проблем с учителями, ситуация казалась безвыходной, если бы не одно событие. В этой школе была традиционно сильной художественная самодеятельность. Анна стала активно участвовать в ней и, обладая прекрасным голосом, удачно выступила на школьном концерте. После этого она почувствовала особое к себе отношение и симпатию окружающих. Ей стало как-то неловко плохо учиться, и она решила стать одной из первых учениц в школе. Под воздействием этой сильной мотивации, негативное отношение к учёбе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (то есть основная проблема тоже разрешаться).

У Кирилла в связи с переездом обострились переживания по поводу потери работы. Но при встрече с руководством выяснилось, что в том городе, куда он переезжает, будет открыт филиал фирмы, и Кириллу, как перспективному сотруднику, предложили его возглавить. После этого предложения (сильная мотивация), улетучились все переживания по поводу расставания с трудовым коллективом (инверсия). Более того, деловые отношения с некоторыми членами коллектива теперь стали восприниматься им как неприязненные с обеих сторон (инверсия чувств от терпимости и, следовательно, скрытой напряжённости, до полного неприятия, что, как ни странно, послужило разрядкой). Как только эта проблема отступила, вдруг обострились другие переживания, уже по поводу расставания с друзьями (возникло новое смещение на часть главной проблемы). Так как мотивация очень сильная (карьерные устремления), то и эта проблема быстро рассеялась: у Кирилла появилось желание испытать себя одиночеством, другими трудностями.

Такого типа инверсии и мотивации (как в последнем примере) можно обозначить, как "желание причинить себе боль", понимая под словом боль и психическую травму тоже. В подобных ситуациях случаются и инверсии типа "желание причинить боль другому". Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что желание причинить боль другому равносильно причинению боли самому себе, если этот другой человек тебе небезразличен. Не углубляясь в детали, заметим, что З. Фрейд уже отмечал подобное явление - возможность одновременного существования у человека противоположных тенденций в виде перверсий.

Относительно последнего примера отметим, что аналогично разрешаются и другие сложные жизненные ситуации: поочерёдно, одно за другим, устраняются (инвертируются) все препятствия, стоящие на пути реализации главной цели (сильной мотивации). Рассмотрим другие примеры.

Страх высоты, неизбежно возникающий при столкновении с реальностью, в некоторых ситуациях может и помешать удовлетворению жизненных потребностей (мотиваций более высокого порядка). Поэтому страх высоты, возникший и усиленный в сновидениях, в сновидениях же и ослабляется. Например, когда возникает необходимость добывать плоды на высоком дереве, то взаимовлияние мотивации голода и эмоции страха высоты включает механизм сновидения, который начинает генерировать сны на тему чудесных полётов, захватывающих приключений в горах или бесстрашного лазанья по деревьям. Ослабленный (инвертированный) таким образом страх в сновидениях - уже легче инвертируется и в реальной обстановке. При наличии доминирующей мотивации страх высоты и падений начинает восприниматься как состояние эйфории - и страх преодолевается.

Аналогично устраняется и страх тесных пространств (клаустрофобия), связанный с возможностью обрушения укрытий. Когда всё чаще возникает необходимость укрыться от непогоды (мотивация избегания неблагоприятных воздействий), в сновидениях могут появиться сюжеты захватывающих приключений в пещерах, лабиринтах и т. д. Эти инверсии во сне ослабляют страх. Наяву, в соответствующих ситуациях, инверсия и мотивация доводятся до автоматизма и могут происходить уже без видимой причины. Так дети любят строить шалаши и домики и прятаться в них независимо от погодных условий, как и желание качаться на качелях, преодолевая страх высоты.

Инверсия наблюдается и после болевой реакции. Те органы, которые в неблагоприятной ситуации (стресс) становились объектом смещенной боли, в благоприятных условиях (наличие мотивации быстрее выздороветь) перестают болеть, вызывать неприятные ощущения и, возможно, за счёт прилива крови повышают свою функциональную активность, что является предпосылкой излечения. По крайней мере, к такому результату приводит кожный зуд (инверсия боли), способствующий улучшению кровоснабжения заживающей раны путём расчёсывания.

Под воздействием полового влечения происходит широкий круг всевозможных инверсий. Так, запахи или зрительные образы, в других случаях вызывающие отвращение, в интимных взаимоотношениях могут приобретать свойство дополнительного возбуждающего фактора.

В обыденной жизни инверсия и мотивация могут выглядеть, как появившееся желание преодолеть какое-либо препятствие, решить задачу, приобрести нужную вещь, совершить какое-то действие и т.д.

Как механизм психической защиты, "инверсия эмоций" (или "инверсия") повышает устойчивость к стрессам, травмирующим ситуациям, смягчает переживания.





------------- фрагмент текста готовится к публикации ---------------

------------- в разделе будут сделаны уточнения -----------------



В лабораторных условиях мотивационные эффекты возникают при стимуляции зон самораздражения. Впервые этот феномен обнаружил Д. Олдс в 1960г. Дальнейшее детальное исследование этих зон, в частности, области латерального гипоталамуса, показало, что ответная реакция зависит от силы применяемого электрического тока. Она варьирует от демонстрации поискового поведения - до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения. Механизм возникновения доминирующей мотивации связывают с физиологическими потребностями. Когда потребности не удовлетворяются, или не удаётся избежать негативных факторов внешней среды (холода, жары и т. д.), тогда и возникает это психофизиологическое состояние.

Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс (по нашей схеме это и смещение, и инверсия, и мотивация включительно) З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого актуальной становится мотивация, вызвавшая эту деятельность. Сегодня мы полагаем, что процессы, аналогичные сублимации, запускаются широким кругом травмирующих факторов, включая и сексуальные. (см. далее)

Другие исследователи тоже описывали подобные процессы. В частности, Б. Ф. Скиннер (Skinner B. F.) в экспериментах с применением наказания получал противоречивые результаты. Оказалось, что поведение, в результате которого возникают неприятные последствия, не исчезает полностью. Оно лишь видоизменяется, проявляясь в других формах.

Г. Олпорт (Allport G., 1937) сформулировал "принцип функциональной автономии", в соответствии с которым инструментальные действия, порождённые биологическими потребностями, могут в дальнейшем мотивироваться уже независимо от этих потребностей.

А. Н. Леонтьев (1975г.) показал возможность полноценному мотиву сдвигаться на другой объект (подчинённую цель) и выразил это в концепции "сдвига мотива на цель". То есть действия, служившие ранее для достижения подчинённых целей, могут отщепляться от первоначальной (ведущей) мотивации. И эти цели приобретают свойство полноценного (ведущего) мотива.

Пример с Анной. В результате сильного желания стать одной из лучших учениц в школе, у ней появились значительные успехи в учёбе. Но для того, чтобы стать первой, требуется много усилий. Она поняла, что лидерство её уже перестало привлекать. К этому времени уже возникли дружеские отношения с одноклассниками. Ей просто стало интересно учиться, каждый день узнавать что - то новое. Акцент сместился с лидерства на интерес к учёбе.

Чёткую границу между инверсией и мотивацией определить невозможно. Инверсия часто происходит в случаях смещения на малозначительные проблемы, потребности (кажущийся дефект внешности, нехватка какой-нибудь вещи и т.д.). Этот процесс может получить дальнейшее развитие, а может и не получить. Инверсия будет выражаться только в появлении положительных эмоций (ощущений) относительно данной проблемы. Желание же устранить эту проблему (изменить внешность, купить дорогую вещь) будет означать наступление стадии мотивации. Если желание не удовлетворяется (фрустрация), то мотивация усиливается и становится доминирующей. То есть, когда конкретная не удовлетворённая потребность начнёт вызывать более сильные переживания, чем вызвавшая её первоначальная потребность (желание выглядеть не хуже других).

Перечислим кратко основные признаки состояния "мотивация": усиление результата инверсии (то есть усиление положительных эмоций); возникновение побочных мотивов и соответствующей деятельности; обособление этой деятельности в самостоятельную; усиление мотивации, вызвавшей эту деятельность, до статуса доминирующей с одновременным ослаблением первоначальной доминирующей мотивации.

Инверсия эмоций и мотивация, как филогенетически закреплённые механизмы, работают на опережение. Когда ещё не возникли опасные ситуации, и удовлетворены основные потребности, процесс всё равно находится в развитии. Желание приблизиться к опасной черте, рисковать без необходимости, для того и появляется, чтобы при возникновении потребностей, действительно жизненно необходимых, уметь преодолевать опасные ситуации, не задумываясь, в "автоматическом режиме".

Любые действия являются следствием (имеют предысторию) столкновения с окружающей реальностью. В естественных условиях голод (сильная мотивация) вынуждает животных идти на поиски пищи. Страх встретиться с хищником на этот момент ослабляется (инвертируется). Насытившись (мотивация исчезает), животное опять начинает опасаться хищников (произошёл процесс, обратный инверсии). Потребность безопасного отдыха (новая мотивация) заставляет лезть на дерево. Страх высоты ослабляется (инвертируется). Такие психические подвижки отчётливо заметны только на стадии научения. Когда выработается автоматизм, в подобных ситуациях будут использоваться уже готовые поведенческие стереотипы. Инверсия эмоций и мотивация способствуют формированию этих стереотипов даже тогда, когда жизненные потребности удовлетворены (животное продолжает охранять свою территорию и при избытке корма; кошка продолжает охотиться на мышей, будучи сытой, и т.д.). При возникновении же реальных потребностей (под воздействием доминирующей мотивации), колебательные подвижки психики - инверсия и обратно - опять станут нормой поведения


Закон развития психических процессов, механизмов и состояний

В результате психической или физической травмы возникают различные явления психики, условно это процессы (восприятие, память, мышление, эмоциональные процессы) и состояния (эмоции, мотивы, переживания, влечения, доминирующая мотивация). Часто явления представлены нам, как результат работы защитных механизмов психики.

Здесь и в статье в целом отрицательные и положительные эмоции следует понимать шире (если это специально не оговорено), как эмоциональные процессы и состояния, включая аффекты, чувства, настроения, переживания. А мотивацией является совокупность процессов и состояний, отвечающих за побуждение и деятельность. Это потребности, цели, мотивы, желания, влечения. Как у эмоций, так и у мотивов важным является их предметное содержание.

Из свойств психики вытекает, также, целостность, неразрывность в данный момент психического состояния (аналогично целостности зрительного, вкусового и др. образов, которая проистекает из свойств сенсорных систем) определяется свойством сознания "охватывать" события и переживания с ними связанные, как единое целое. Что значит - способность удерживать сознанием (в "поле зрения") в данный момент актуальную проблему среднего уровня значимости(эмоциональной "заряженности"). Сильные переживания в результате генерализации становятся сложными - вытесняются и смещаются. Незначительные впечатления, не подкреплённые эмоциями, ускользают из сознания или интегрируются в другие психические явления.

Этих уточнений теперь достаточно, чтобы сформулировать “Закон развития психических процессов, механизмов и состояний” или "Закон развития психических процессов":

"В результате болевой реакции или травмирующего переживания возникают следующие поочерёдно происходящие изменения-стадии:
вытеснение, смещение, инверсия, мотивация".

Другие варианты названия: “Психологический закон изменения эмоциональных состояний"; "Закон динамики психических явлений"; "Закон динамики защитных механизмов психики"; "Закон изменения психических состояний".

В данной формулировке закона "смещение" можно также понимать, как "конверсию", если психический процесс идёт по пути соматизации, то есть с возникновением психосоматических явлений (заболеваний).

Мотивация может быть основой как нормальной деятельности (сублимации по Фрейду в расширенном её толковании), так и отклонений от нормы (девиаций поведения, перверсий). То есть закон универсален и включает в себя как положительные, так и отрицательные оценки поведения относительно понятия социальная норма.

Любое мотивированное состояние можно разложить на стадии согласно данной закономерности. Образцовым примером здесь будет та же сублимация. Запретные импульсы смещаются на не запретные (инверсия) и далее возникает мотивация социально приемлемой деятельности. Или в зависимости от обстановки (воспитания) процесс может пойти и по пути девиации. Только в этом случае смещение произойдёт на запретный, но привлекательный (инверсия) для субъекта паттерн (объект) и мотивацией тогда будет перверсия.

Рассмотрим, например, через призму данной закономерности такие понятия, как любовь и дружба. В частности, любовь женщины к мужчине: Женщины опасаются незнакомых мужчин, а также и некоторых знакомых (смещение). Но кто-то из них нравиться (инверсия) или даже вызывает волнение (мотивация). Или мужчины к женщине: Многие женщины отвергают ухаживания мужчин, и ведут себя демонстративно. Особенно мужчин раздражают истеричные, избалованные особы (смещение). Но некоторые женщины довольно симпатичны (инверсия). А одна из них особенно волнует (мотивация). Дружба женщин: Все женщины соперницы или конкурентки. Особенно раздражают "выскочки" или "серые мышки" (смещение). Но на работе хороший женский коллектив (инверсия). И особенно начальница поддерживает и помогает. Она такая добрая и внимательная (мотивация). Дружба мужчин: Мужчины бывают агрессивны в некоторых ситуациях. Например в вечернем кафе компания за соседним столиком (смещение). Но в закрытом мужском клубе (или в студенческой группе) в основном приличные люди (инверсия). Там есть заядлые рыболовы. Хорошо в узком кругу ездить на рыбалку и устраивать пикники. Возникли и доверительные отношения (мотивация).

Изменения психических состояний обратимы на любой стадии (например, в случае возобновления действия стрессогенных, травмирующих факторов).

Чёткой границы между психическими процессами, состояниями и защитными механизмами определить невозможно.

Защитные механизмы психики всегда сопровождаются как бессознательными процессами, так осознанными. Если возникает необходимость обозначить не механизм в действии, а его результат, то, например, смещение, инверсия и мотивация могут обозначать и результат соответствующих процессов, то есть будут являться состояниями.

В результате перечисленных в законе процессов возникает череда отличающихся друг от друга состояний, связанных одной нитью. То есть, в результате воздействия какого - либо негативного фактора, возникает "эмоциональный заряд", который движется, переходит от одного состояния, к другому.

Заметим, что новая доминирующая (актуальная) мотивация в сочетании с фрустрацией, как новая проблема (психическая травма), начинает двигаться по новому витку спирали согласно уже известной последовательности (вытеснение, смещение, инверсия, мотивация).

Закон показывает, что сильным положительным эмоциям, переживаниям всегда предшествуют сильные отрицательные.

Выявленные закономерности прослеживаются на разных уровнях организации психики. Например, психовегетативная реакция на боль при заживлении раны может проявляться одновременно остаточными болями в самой ране и приятным кожным зудом вокруг неё. Вероятно, нейрорегуляторные механизмы ранозаживления (медленно развивающийся процесс) совместно с рефлекторными и явились основой развития психики.



Выводы к статье "Психология, сновидения, рефлексы":

1. Положительные и отрицательные эмоции, потребности, цели, мотивы и три защитных механизма психики: вытеснение, смещение, инверсия - являются основными, базовыми явлениями психики и механизмами.

2. Остальные защитные механизмы и явления (состояния и процессы) психики являются более сложными комбинациями основных явлений и механизмов защиты.

3. Только сновидения выполняют функцию предупреждения опасности путём усиления реакции на скрытые от сознания символы опасности.

4. Особенно важную роль сновидения играют в предупреждении опасностей, связанных с гравитацией (падения, обрушение укрытий).

5. Быстрая фаза сна первоначально возникла в плане эволюции, как стадия разогрева, как механизм предупреждения переохлаждения. Логическим продолжением было наращивание на этот механизм дополнительной функции - предупреждение от опасности с помощью сновидений.

6. Положительные эмоции являются результатом психических процессов, вызванных отрицательными эмоциями.

7. Привлекательность красного и синего цвета связана с тем, что они являются символами повреждений и стресса.

8. Вкусовые предпочтения имеют потенциально более широкий диапазон на случай дефицита традиционных источников питания (бескормицы).

9. Гомосексуальная ориентация может быть связана с реакцией на агрессивные проявления.

10. Восприятие внешности человека, как привлекательной, красивой является механизм усреднения, в основе которого избегание отклоняющихся, не распространённых черт, связанных с отрицательными эмоциями на внешность с негативной предысторией.

11. Сформулирован "Закон развития психических процессов, механизмов и состояний": В результате болевой реакции или травмирующего переживания возникают следующие поочерёдно происходящие изменения-стадии: вытеснение, смещение, инверсия, мотивация.

По материалам статьи "Психология, сновидения, рефлексы"

Источник: psy.tom.ru







Новости сайта в соцсетях:




Телеграм:
Психология - Медицина - PSY.TOM.RU
t.me/biology_medicine








Cтатьи по теме:






Публикации:

Почему возникает простуда?  В борьбе с инфекциями эволюционировали не только иммунные органы, но и другие органы и системы.

Эффект простуды наглядно демонстрирует работу провоцирующих механизмов. Резкое охлаждение разогретого тела, например, на сквозняке или питьё холодной воды, приводит к ослаблению факторов местного иммунитета, что вызывает рефлекс чихания. В результате патогенные микроорганизмы (бактерии и вирусы) попадают в околоносовые пазухи, где происходит индукция иммунного ответа. Чихание и кашель способствуют формированию индивидуального и коллективного иммунитета против ОРЗ, гриппа, менингита, энцефалита и других инфекций.   >>>


Как настроиться на творческую работу?  Метод: "Творческий настрой - неторопливое письмо или каллиграфия".

Творческий застой может возникнуть по нескольким причинам: это и различные отвлечения, и длительное отсутствие результатов или обратной связи, и стресс. Называют это по-разному: творческий кризис или застой, пустота, страх чистого листа или просто лень. Одним словом, возникает психологический барьер.
Как же достичь такого состояния, которое можно называть по-разному, но суть одна: творческий подъём, вдохновение, заряд энергии, полёт мысли, вулкан идей, на творческой волне, всплеск фантазии, на гребне волны, просветление в мозгу, неограниченность мышления, прорыв, поток сознания, кураж, предчувствие успеха, мощный импульс, фантастический настрой, драйв, эйфория, интуиция, озарение-инсайт, креативность и т.д.   >>>


Стратегии иммунной защиты. Система естественной профилактики инфекций. Прямой путь поступления антигенной информации. Терморегуляция. Механизмы физиологической провокации. Новые способы вакцинации.

Закалённый человек переболевает ОРЗ и гриппом в летний период, а незакалённый - в осенне-зимний. Зимний период с преимущественным пребыванием в тёплых помещениях воспринимается организмом современного человека, как продолжение лета. Важными рефлекторными зонами, которые могут вызывать и простудные эффекты, служат ступни ног, поверхность спины у мужчин и ягодиц у женщин. Связано это, видимо, с различиями в распределении массы тела, диафрагмальным дыханием у мужчин и грудным дыханием у женщин. Всё перечисленное относительно женщин безусловно связано с деторождением.   >>>


Психология, сновидения, рефлексы.  Физиологические основы психических процессов. Гипотезы, теории, идеи в психологии и психофизиологии.

В частности, эмоции и мотивы рассматриваются как дальнейшее усложнение условных и безусловных рефлексов. Психические защитные механизмы: вытеснение, смещение, перенос, проекция, инверсия эмоций, сублимация - представлены стадиями единого психического процесса. Выделяются основные факторы, мотивы, определяющие поведение человека и животных.
Данные психологические закономерности рассматриваются на примерах: вкусовых предпочтений, феномене привлекательности и красоты, восприятии цвета, мотивах полового поведения и др.   >>>


Легкая и простая диета для похудения - Мясное на ужин плюс настои трав. Неограничительный рацион и режим питания.

Эта диета для желающих похудеть и для общего оздоровления. В основе диеты лежит наблюдение, что мясная пища является не только стимулятором обмена веществ и физической активности, но и является сильнейшим фактором повышения аппетита. Но аппетит на протяжении суток понизиться, если мясные блюда в сочетании с другими продуктами употреблять только вечером, за ужином.
Облегчить переход на новый режим питания можно, применяя настои трав. Следует предостеречься и не злоупотреблять настиями тех трав, у которых действующие вещества вызывают мочегонный, желчегонный или слабительный эффекты.   >>>






Разделы сайта:






Copyright © В.А. Иванов, 2003-2020

Главная страница   Содержание   Комментарии   Информация о сайте   Поиск на сайте
Обновления   Ссылки   English version
При перепечатке и любом другом использовании материалов сайта
ссылка на psy.tom.ru обязательна.
Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельного лечения
и не может заменить личной консультации врача.


  Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru   liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа   Каталог Томского интернета   Яндекс цитирования