Психология100
http://psy.tom.ru



Вытеснение, смещение, инверсия, сублимация -
стадии единого процесса.


Сновидения с точки зрения психологии замечательны тем, что приоткрывают некоторые закономерности менее очевидные в реальной жизни. Это в первую очередь относится к феномену смещения. Впервые на это обратил внимание З. Фрейд (теория психоанализа), отведя смещению основную роль в работе сновидения. В результате смещения акцент в сновидении перемещается с главного на второстепенное, основное переживание начинает выражаться в символической форме. Аналогичные процессы мы наблюдаем и наяву. Например, явление переноса (смещение чувств), когда чувства-эмоции, относящиеся к одному человеку, переживаются по отношению к другому (в данном случае психоаналитику). Нечто подобное происходит и при психической защите по типу проекции. Заметим, однако, что нельзя исключить и участия механизмов сновидения в этих феноменах. Тем более, развиваются эти процессы медленно (иногда - годы).

В качестве альтернативы сказанному, можно привести пример смещения без явного участия сновидения. Это смещенная агрессия, когда события развиваются в течение светового дня. Пострадавшая сторона в качестве ответной меры выбирает нападение не на источник опасности, а на более доступный, безопасный объект. Однако, эффективность (адаптивность) такого поведения, казалось бы, для поверхностного взгляда, - не выдерживает никакой критики. Еще более срочные реакции с элементами смещения возникают при сильных эмоциональных состояниях (аффектах), при внезапном появлении источника опасности. Реакция на боль или психоэмоциональное состояние ожидания боли в результате смещения трансформируются в состояние страха, и далее, в зависимости от особенностей организма, следует одна из трёх возможных ответных реакций: оцепенение, бегство или агрессия. Таким образом, важные для организма реакции всегда содержат элементы смещений, что обусловлено предыдущим опытом.

Смещение в сновидении может иметь и предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха при падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений. Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, - это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа "падений", а также смещенные образы в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить "метки" на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, падающих предметов, или в других более сложных жизненных ситуациях.

Если исследовать сновидения не одномоментно, а во временном развитии, то наблюдается, например, в теме падений некая динамика. Сначала, преимущественно в детском возрасте, снятся кошмары "простых" падений. По мере взросления в рассказах об увиденных снах все больше делается акцент на случаях избегания падений, например, при хождении по краю обрывов, крыш высоких домов и т.д., испытывая при этом жуткий страх, который, как бы, и предотвращает падение. Далее, по мере изживания страха, может присниться сон с чудесными полетами над окружающей местностью или боле реалистичный сон на эту же тему, окрашенный положительными эмоциями. Можно сказать, что это один и тот же сон, растянувшийся на многие годы или, что это один и тот же психический процесс, который под воздействием окружающей обстановки претерпевает фазные изменения. Попытка проанализировать этот феномен и легла в основу настоящей статьи.

И.М. Сеченов и позже, И.П. Павлов показали важную роль рефлекторных механизмов в формировании высших психических функций. Оставаясь в рамках этой концепции, для начала представим психику, как рефлекторную систему, направленную на избегание нежелательных воздействий внешней среды. Заметим, что болевая реакция является сильнейшей безусловной реакцией, всегда сопровождающейся переживанием страха и ужаса. Эти переживания возобновляются (по крайней мере, негативная окраска эмоций) и при условно-рефлекторном воспроизведении болевой реакции. Физическая боль тоже воспроизводится в виде мышечных спазмов и других проявлений.

Например, страх у маленьких детей может вызвать громкий звук. Б. Уотсон и Р. Рейнер (Watson, Rayner, 1920), совмещая показ белых мышей с ударом в гонг, вызывали у ребенка обусловленный страх мышей. Выяснилось, что угасания этого страха после прекращения безусловного раздражителя (громкого звука) не происходит, в отличие от классического условного рефлекса. Более того, страх имел тенденцию к генерализации, то есть распространялся на кролика, белую шубу, лист белой бумаги и т.д. Позже, изучая природу социальных страхов, психологи пришли к аналогичным результатам.

Рассмотрим, как может образовываться условная реакция страха в ситуациях с падениями. В реальной жизни ничто не повторяется в той же самой обстановке несколько раз. Да и сама обстановка меняется. С рождения дети не боятся высоты, а когда начинают ходить - много падают. Например, один раз ребёнок упал и испытал боль, когда быстро побежал за кошкой, в другом случае упал со стульчика, а на улице - с детских качель. В каждой из этих ситуаций постоянно присутствовал только один условный сигнал - потеря опоры. На неё и вырабатывается условный рефлекс или реакция страха.

Маловероятно, что страх потери опоры и страх к громкому звуку являются врожденными, как принято было считать. Но нельзя отрицать и возможность того, что условные страхи начинают формироваться ещё до рождения, доходя до стадии генерализации-тревоги. Формирование же предметного страха может происходить при наличии конкретного, предметного источника боли, от которого плод защищён. Громкий звук может напрямую вызвать боль в барабанных перепонках, а затем и страх, но, вероятно, только после рождения.

Какое же адаптивное значение может иметь страх потери опоры (невесомости), ведь ребёнок не осознаёт того, что он когда-либо терял опору и не предвидит этого в опасных ситуациях? То есть ввиду мимолётности, очень малой продолжительности случайного падения, страх потери опоры не осознаётся и, следовательно, в реальности не вызывает никаких осознанных реакций. Ответ на этот вопрос следует искать, скорее всего, в сновидениях. Те ассоциации, которые возникают при каждом падении: потеря опоры и кошка, потеря опоры и стульчик, потеря опоры и качели - рано или поздно выводят на тему потери опоры в сновидении, а значит - на тему падений. Отсюда - кошмары падений. Сон "усиливает" едва тлеющее ощущение опасности до таких масштабов, до такого страха падений, что дальнейшее обусловливание, то есть смещение на условный сигнал высоты, и страх высоты (акрофобия), уже не вызывают никаких вопросов. Как и важное адаптивное значение страха высоты для предотвращения падений. Возможно, "усиливающее свойство сна" является причиной трудного угасания социальных и других страхов (фобий).

Забегая вперед, отметим жесткую привязку основных (в детстве) сюжетов сновидений с проявлениями гравитации. Тот же страх падений, падающих предметов, страх тесных, закрытых пространств (клаустрофобия), связанный с опасностью обрушения укрытий - все свидетельствует об этом. Не исключая, конечно, и других страхов (боязнь темноты, одиночества, незнакомых людей, животных и др.). В частности, боязнь незнакомцев или животных вполне может возникнуть под влиянием кошмарных снов с преследованиями. Защитная роль таких страхов тоже очевидна.

Известно, что живущие в воде морские млекопитающие не имеют быстрой (быстрых движений глаз) фазы сна (Мухаметов Л., 1985), в которую и генерируются предупреждающие сновидения. Так как проявления гравитации в воде ослабляются (опасности, связанные с ней), то можно предположить, что сновидения и быстрая фаза первоначально возникли, наряду с другими причинами, как механизм предупреждения связанных с гравитацией опасных ситуаций, вероятность возникновения которых возрастала с появлением теплокровности и, следовательно, с повышением активности.

Бывает, что очень важные сигналы слишком слабы или кратковременны, но есть возможность предотвратить опасность. Тогда может сформироваться условная реакция на неосознанный раздражитель. Например, ориентация слепых людей в пространстве основана на том, что отраженные от препятствий неслышимые звуки вызывают условную реакцию сокращения мышц лица, воспринимаемую как холодок, прикосновение, затенение (Бериташвили, 1969). Условная связь возникает в результате нескольких столкновений. Возникающая боль всегда сопровождается сокращением мышц лица и шеи, чтобы отстраниться от препятствия.

Аналогичное предупредительное смещение (условная реакция) наблюдается и в других ситуациях. Так, в случае непереносимости некоторых продуктов, их вкус и запах становятся условными сигналами расстройства кишечника, как безусловной реакции. В результате вкус и запах непереносимого продукта, при упрочнении условной связи, становятся неприятными или даже отвратительными. В этом примере заметна некая физиологическая запрограммированность, хотя при заболеваниях внутренних органов наблюдается даже безусловное (генетически закрепленное) смещение боли на определенные участки поверхности кожи (зоны Захарьина - Геда), так называемая, отраженная боль. При повреждении подкожных тканей боль тоже проецируется (смещается) на поверхность кожи, но уже в зоне воспаления.

Состояние общего утомления (стресса) часто сопровождается дискомфортом именно в тех органах или частях тела, функция которых или ослаблена, или они испытывали перед этим повышенную нагрузку (смещение на тот орган, который будет сигнализировать о накопившейся усталости). Такая психовегетативная реакция может проявляться ощущением тяжести в ногах, головными болями, резью в глазах, а при волнении - болью в области сердца. Аналогичный механизм, похоже, задействован и в образовании конверсионных симптомов (нарушения чувствительности, параличи, глухота, немота и т. д.) при неврозах и в случаях психосоматических заболеваний, к которым относят: гипертонию, стенокардию, бронхиальную астму, язвенную болезнь, полиартрит и др.

Состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, - можно по аналогии, с некоторыми допущениями рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов - воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом), включавшая в себя до вытеснения эту второстепенную проблему. В результате этого снижается острота (актуальность) основной проблемы.

Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе - на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения").

Во всех этих примерах наблюдается явление, подобное тому, которое З. Фрейд назвал "вытеснением" в бессознательное или предсознательное, когда главная проблема перестаёт волновать, на какое - то время может забываться, но в определённой ситуации опять вспоминается. При сопоставлении со стадиями выработки условного рефлекса, это состояние (вытеснение) первоначально совпадает со стадией генерализации, когда возникает чувство тревоги (неопределённой опасности). Это и понятно: слишком много условных сигналов (страхов) не "охватывается" сознанием, пока не определится один, самый сильный. Когда это произойдёт (специализация условного рефлекса) - тревога исчезнет - актуальным станет только один условный сигнал (одна проблема). Главная же проблема так и останется вытесненной. Таким образом, смещением завершается начавшийся процесс вытеснения.

Следовательно, в случае психического травмирования происходит смещение страха и других отрицательных эмоций с одного объекта на другой. Этим достигается предупреждение об опасности ещё на подступах к ней. Всё начинается с вытеснения. Главная проблема уже не "загружает" полностью сознание. Отрицательные эмоции смягчаются (вытесняются и смещаются), что даёт организму возможность решать повседневные задачи, так как, будучи смещёнными, эмоции актуализируются во второстепенной проблеме лишь эпизодически, при воздействии соответствующих стимулов.

Далее, если опасность отступила, или когда смещённые и несмещённые эмоции (проблемы) мешают решению других задач (при наличии соответствующей мотивации), происходит "инверсия" - замена отрицательных эмоций положительными. Радикально меняется поведение: стратегия избегания заменяется на стратегию достижения. То, что раньше вызывало страх, отвращение, раздражение, - теперь вызывает интерес, желание обладать этим или испытывать ранее избегаемые ощущения. То есть возникает подчинённая мотивация, формирование которой связано с доминирующей мотивацией.

Страх высоты, неизбежно возникающий при столкновении с реальностью, в некоторых ситуациях может и помешать удовлетворению жизненных потребностей. Поэтому страх высоты, возникший и усиленный в сновидениях, в сновидениях же и ослабляется. Например, когда возникает необходимость добывать плоды на высоком дереве, то взаимовлияние мотивации голода и эмоции страха высоты включает механизм сновидения, который начинает генерировать сны на тему чудесных полётов, захватывающих приключений в горах или бесстрашного лазанья по деревьям. Ослабленный (инвертированный) таким образом страх в сновидениях - уже легче инвертируется и в реальной обстановке. При наличии доминирующей мотивации страх высоты и падений начинает восприниматься как состояние эйфории - и страх преодолевается.

Аналогично устраняется и страх тесных пространств, связанный с возможностью обрушения укрытий. Когда всё чаще возникает необходимость укрыться от непогоды (мотивация избегания неблагоприятных воздействий), в сновидениях могут появиться сюжеты захватывающих приключений в пещерах, лабиринтах и т. д. Эти инверсии во сне ослабляют страх. Наяву, в соответствующих ситуациях, инверсия доводится до автоматизма и может происходить уже без видимой причины. Так дети любят строить шалаши и домики и прятаться в них независимо от погодных условий.

Страхи преодолеваются по механизму инверсии, сублимации или девиации. Это всегда связано с возникновением новых, более сильных мотивов. Например, сублимацией можно назвать желание детей строить укрытия и прятаться в них, как и желание качаться на качелях, преодолевая страх высоты.

Инверсия наблюдается и после болевой реакции. Те органы, которые в неблагоприятной ситуации (стресс) становились объектом смещенной боли, в благоприятных условиях (наличие мотивации) перестают болеть, вызывать неприятные ощущения и, возможно, за счёт прилива крови повышают свою функциональную активность (что является предпосылкой излечения). По крайней мере, к такому результату приводит кожный зуд (инверсия боли), способствующий улучшению кровоснабжения заживающей раны путём расчёсывания.

Под воздействием сексуального влечения происходит широкий круг всевозможных инверсий. Так, запахи или зрительные образы, в других случаях вызывающие отвращение, в интимных взаимоотношениях могут приобретать свойство дополнительного возбуждающего фактора.

В обыденной жизни инверсия может выглядеть, как появившееся желание преодолеть какое-либо препятствие, решить задачу, приобрести нужную вещь, совершить какое-то действие и т.д.

Уже отмечалась важная роль сильной мотивации, под воздействием которой происходит инверсия и возникает новая подчинённая (побочная) мотивация. Сильная или доминирующая мотивация была описана А. А. Ухтомским (1904 -1911гг.) и названа им доминантой. В лабораторных условиях мотивационные эффекты возникают при стимуляции зон самораздражения. Впервые этот феномен обнаружил Д. Олдс в 1960г. Дальнейшее детальное исследование этих зон, в частности, области латерального гипоталамуса, показало, что ответная реакция зависит от силы применяемого электрического тока. Она варьирует от демонстрации поискового поведения - до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения. Механизм возникновения доминирующей мотивации связывают с физиологическими потребностями. Когда потребности не удовлетворяются, или не удаётся избежать негативных факторов внешней среды (холода, жары и т. д.), тогда и возникает это психофизиологическое состояние. Подобные мотивации некоторые авторы называют "экстринсивными" в отличие от "интринсивных" (внутренних).

В работе Хекхаузена Х. (1986г.) приведены различные мнения по этому спорному вопросу. Таким образом, мотивацию, возникшую в результате инверсии, можно было бы отнести к типу интринсивной. Однако, этот критерий не совсем точен, так как те доминирующие мотивации, которые относят к экстринсивным, тоже (что, возможно, не так очевидно) возникли в результате инверсии и дальнейшего усиления. С другой стороны, и подчинённые, возникшие в результате инверсии мотивации, при определённых условиях могут стать доминирующими.

Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого, доминирующей становится мотивация, вызвавшая эту деятельность.

Чёткую границу между инверсией и сублимацией определить невозможно. Инверсия часто происходит в случаях смещения на малозначительные проблемы, потребности (кажущийся дефект внешности, нехватка какой - нибудь вещи и т. д.). Этот процесс может получить дальнейшее развитие, а может и не получить. Инверсия будет выражаться в желании устранить эту проблему (изменить внешность, купить дорогую вещь). Если желание не удовлетворяется (фрустрация), то мотивация усиливается и становится доминирующей. С какого - то момента такие изменения можно назвать сублимацией: когда конкретная неудовлетворённая потребность начнёт вызывать более сильные переживания, чем вызвавшая её первоначальная потребность (желание выглядеть не хуже других).

Возможен и несколько иной вариант: если сильная потребность (доминирующая мотивация) не может быть удовлетворена (фрустрация), тогда и возникает та побочная деятельность (тоже результат инверсии), которая становится главной. С того момента, когда мотивация этой деятельности становится доминирующей, можно считать, что произошла сублимация.

И тот, и другой вариант сублимации может быть основой как нормальной деятельности (собственно сублимации), так и отклонений от нормы (девиаций поведения, перверсий). В рамках понятия "сублимация", отклонения от нормы можно, соответственно, и назвать "девиациями".

Перечислим кратко признаки сублимации и девиации: усиление результата инверсии, то есть превращение желания устранить побочную проблему в доминирующую мотивацию; обособление деятельности, которая была связана с удовлетворением доминирующей потребности, в самостоятельную; усиление мотивации, вызвавшей эту деятельность, до статуса доминирующей с одновременным ослаблением первоначальной (доминирующей) мотивации.

Сублимацией можно также назвать желание детей строить укрытия и прятаться в них без видимых причин. Как и желание качаться на качелях, преодолевая страх высоты. Следовательно, внутренней (интринсивной) мотивации (в буквальном смысле), скорее всего, не существует. Любые действия являются следствием (имеют предысторию) столкновения с окружающей реальностью. Условно, внутренними можно считать те мотивации и действия, целесообразность и полезность которых неочевидна.

Инверсия эмоций и сублимация, как филогенетически закреплённые механизмы, работают на опережение. Когда ещё не возникли опасные ситуации, и удовлетворены основные потребности, процесс всё равно находится в развитии. Желание приблизиться к опасной черте, рисковать без необходимости, для того и появляется, чтобы при возникновении потребностей, действительно жизненно необходимых, уметь преодолевать опасные ситуации, не задумываясь, в "автоматическом режиме".

В естественных условиях голод (сильная мотивация) вынуждает животных идти на поиски пищи. Страх встретиться с хищником на этот момент ослабляется (инвертируется). Насытившись (мотивация исчезает), животное опять начинает опасаться хищников (произошёл процесс, обратный инверсии). Потребность безопасного отдыха (новая мотивация) заставляет лезть на дерево. Страх высоты ослабляется (инвертируется). Такие психические подвижки отчётливо заметны только на стадии научения. Когда выработается автоматизм, в подобных ситуациях будут использоваться уже готовые поведенческие стереотипы. Сублимация способствует формированию этих стереотипов даже тогда, когда жизненные потребности удовлетворены (животное продолжает охранять свою территорию и при избытке корма; кошка продолжает охотиться на мышей, будучи сытой, и т.д.). При возникновении же реальных потребностей (под воздействием доминирующей мотивации), колебательные подвижки психики - инверсия и обратно - опять станут нормой поведения.

Изменения в психике при изменении окружающей обстановки, известные ещё как механизмы психической защиты, могут быть и стадиями единого психического процесса. То есть обнаруживается следующая закономерность.

"Эмоции и мотивы, возникающие в результате физической или психической травмы, последовательно претерпевают следующие изменения: вытеснение, смещение, инверсию, доминирование, сублимацию".

Выявленные закономерности прослеживаются на разных уровнях организации психики. Например, психовегетативная реакция на боль при заживлении раны может проявляться одновременно остаточными болями в самой ране и приятным кожным зудом вокруг неё. Вероятно, нейрорегуляторные механизмы ранозаживления (медленно развивающийся процесс) совместно с рефлекторными и явились основой развития психики.

По материалам статьи "Психология, сновидения, рефлексы"

Источник: psy.tom.ru





Cтатьи по теме:






Публикации:

Почему возникает простуда?  В борьбе с инфекциями эволюционировали не только иммунные органы, но и другие органы и системы.

Эффект простуды наглядно демонстрирует работу провоцирующих механизмов. Резкое охлаждение разогретого тела, например, на сквозняке или питьё холодной воды, приводит к ослаблению факторов местного иммунитета, что вызывает рефлекс чихания. В результате патогенные микроорганизмы (бактерии и вирусы) попадают в околоносовые пазухи, где происходит индукция иммунного ответа. Чихание и кашель способствуют формированию индивидуального и коллективного иммунитета против ОРЗ, гриппа, менингита, энцефалита и других инфекций.   >>>


Как настроиться на творческую работу?  Метод: "Творческий настрой - неторопливое письмо или каллиграфия".

Творческий застой может возникнуть по нескольким причинам: это и различные отвлечения, и длительное отсутствие результатов или обратной связи, и стресс. Называют это по-разному: творческий кризис или застой, пустота, страх чистого листа или просто лень. Одним словом, возникает психологический барьер.
Как же достичь такого состояния, которое можно называть по-разному, но суть одна: творческий подъём, вдохновение, заряд энергии, полёт мысли, вулкан идей, на творческой волне, всплеск фантазии, на гребне волны, просветление в мозгу, неограниченность мышления, прорыв, поток сознания, кураж, предчувствие успеха, мощный импульс, фантастический настрой, драйв, эйфория, интуиция, озарение-инсайт, креативность и т.д.   >>>


Стратегии иммунной защиты. Система естественной профилактики инфекций. Прямой путь поступления антигенной информации. Терморегуляция. Механизмы физиологической провокации. Новые способы вакцинации.

Закалённый человек переболевает ОРЗ и гриппом в летний период, а незакалённый - в осенне-зимний. Зимний период с преимущественным пребыванием в тёплых помещениях воспринимается организмом современного человека, как продолжение лета. Важными рефлекторными зонами, которые могут вызывать и простудные эффекты, служат ступни ног, поверхность спины у мужчин и ягодиц у женщин. Связано это, видимо, с различиями в распределении массы тела, диафрагмальным дыханием у мужчин и грудным дыханием у женщин. Всё перечисленное относительно женщин безусловно связано с деторождением.   >>>


Психология, сновидения, рефлексы.  Физиологические основы психических процессов. Гипотезы, теории, идеи в психологии и психофизиологии.

В частности, эмоции и мотивы рассматриваются как дальнейшее усложнение условных и безусловных рефлексов. Психические защитные механизмы: вытеснение, смещение, перенос, проекция, инверсия эмоций, сублимация - представлены стадиями единого психического процесса. Выделяются основные факторы, мотивы, определяющие поведение человека и животных.
Данные психологические закономерности рассматриваются на примерах: вкусовых предпочтений, феномене привлекательности и красоты, восприятии цвета, мотивах полового поведения и др.   >>>


Легкая и простая диета для похудения - Мясное на ужин плюс настои трав. Неограничительный рацион и режим питания.

Эта диета для желающих похудеть и для общего оздоровления. В основе диеты лежит наблюдение, что мясная пища является не только стимулятором обмена веществ и физической активности, но и является сильнейшим фактором повышения аппетита. Но аппетит на протяжении суток понизиться, если мясные блюда в сочетании с другими продуктами употреблять только вечером, за ужином.
Облегчить переход на новый режим питания можно, применяя настои трав. Следует предостеречься и не злоупотреблять настиями тех трав, у которых действующие вещества вызывают мочегонный, желчегонный или слабительный эффекты.   >>>






Разделы сайта:






Copyright © В.А. Иванов, 2003-2007

Главная страница   Содержание   Комментарии   Информация о сайте   Поиск на сайте
Топ   Ссылки   English version
При перепечатке и любом другом использовании материалов сайта
ссылка на psy.tom.ru обязательна.


Рейтинг@Mail.ru         Психология100         Rambler's Top100                 liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа