Психология100


Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи.

Груминг — взаимное вычесывание паразитов — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей. Это, конечно, альтруистическое поведение, но не совсем бескорыстное (фото с сайта www.chimpanzoo.org) Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть. Бескорыстный альтруизм у шимпанзе впервые удалось зарегистрировать в строгом эксперименте. Прежние попытки такого рода оканчивались неудачей из-за того, что в ходе эксперимента, чтобы продемонстрировать альтруизм, шимпанзе должны были поделиться с кем-то пищей. На этот раз экспериментаторы не требовали от них столь ужасных жертв.

Груминг — взаимное вычесывание паразитов — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей. Это, конечно, альтруистическое поведение, но не совсем бескорыстное (фото с сайта www.chimpanzoo.org)

Многие животные (например, общественные насекомые) бескорыстно помогают близким родственникам; иногда заботятся и о неродственных особях, но такая помощь обычно подкрепляется непосредственной выгодой для помогающего. В обоих случаях альтруистическое поведение способствует выживанию и распространению «своих» генов в следующих поколениях, и потому поддерживается отбором.

Бескорыстная помощь неродственным особям встречается крайне редко. Многие ученые считают, что это свойство присуще только человеку, а у животных полностью отсутствует. Сотрудники института Эволюционной антропологии им. Макса Планка (Лейпциг, Германия) в серии экспериментов показали, что не только маленькие дети, еще не умеющие говорить, но и молодые шимпанзе охотно помогают человеку, попавшему в трудную ситуацию, причем делают это совершенно бескорыстно.

В опытах участвовали 24 ребенка в возрасте 18 месяцев и три молодых шимпанзе (трех- и четырехлетние). Дети и обезьяны наблюдали, как взрослый человек тщетно пытается справиться с какой-то задачей, и могли ему помочь, если у них возникало такое желание (но специально их к этому никто не подталкивал). Никакой награды за помощь они не получали.


Четыре вида задач, применявшихся в эксперименте

Категория задачи

Пример ситуации

«Не достать»

Человек случайно роняет карандаш, пытается поднять и не может – не дотягивается (эксперимент) или нарочно бросает и равнодушно смотрит (контроль)

«Физическое препятствие»

Человек хочет положить в шкаф пачку журналов, но «не догадывается» открыть дверцы и «врезается» в них (эксперимент), или пытается положить журналы на верх шкафа, врезаясь при этом в дверцы (контроль)

«Неправильный результат»

Человек кладет книгу на верх стопки, но она падает (эксперимент), или кладет рядом со стопкой (контроль)

«Неправильный способ»

Человек роняет ложку в маленькое отверстие и пытается через него же достать ее, «не замечая» большого отверстия в боковой стенке ящика (эксперимент) или нарочно бросает ложку в отверстие и не пытается ее достать (контроль).


Полуторагодовалые дети охотно помогали незнакомому человеку справиться с возникшей трудностью во всех четырех экспериментальных ситуациях (и не проявляли активности в контрольных экспериментах, где общая ситуация была похожей, но помощь не требовалась).

Шимпанзе вели себя точно так же, но лишь в одной из четырех ситуаций, а именно в первой, где и «цель» экспериментатора, которой он не мог достичь, и способ ее достижения были наиболее очевидны. По-видимому, в остальных трех ситуациях шимпанзе, в отличие от детей, просто не могли понять, в чем проблема — не могли «просчитать» цели экспериментатора, смысл его действий и результат, которого он хочет добиться.

В прежних экспериментах такого рода не удавалось зарегистрировать бескорыстное альтруистическое поведение у шимпанзе, потому что в этих экспериментах, чтобы продемонстрировать альтруизм, обезьяна должна была поделиться с экспериментатором (или другим шимпанзе) пищей. В природе шимпанзе активно конкурируют друг с другом за пищу и делиться не любят. Однако, как выяснилось, они готовы прийти на помощь постороннему, если речь идет об «инструментальных» задачах, не связанных с едой. Кстати, перед тем, как отдать экспериментатору оброненный им предмет, шимпанзе значительно дольше, чем дети, исследовали его и отдавали, только убедившись в его полной несъедобности.

Таким образом, бескорыстная взаимопомощь не является чисто человеческим свойством и зачатки такого поведения, по-видимому, имелись уже у общих предков человека и шимпанзе, живших около 6 млн лет назад. Дальнейшее развитие этих способностей в ходе эволюции наших предков, несомненно, сыграло огромную роль в становлении человеческого разума и социальности.

В «дополнительных материалах» к статье, представленных в интернете, имеются очаровательные видеоклипы, показывающие, как малыши и обезьянки «выручают» взрослых дядь и теть в различных трудных ситуациях.

Источник: Felix Warneken, Michael Tomasello. Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees // Science. 2006. V. 311. P. 1301-1303.

Александр Марков
Дата публикации: 13.03.06
elementy.ru





      Психология, физиология, медицина. (главная)  >>>

Биология.  Экология.  Медицина.  Этология.  >>>

Статьи с иллюстрациями. >>  Приматы.          







Статьи по теме:

   Макаки предчувствуют свои ощущения. Психофизиологические и нейрофизиологические эксперименты, сенсорная информация, восприятие.

   Оказывается не только человек, но и другие животные обладают чувством справедливости и способны выражать эмоции презрения.

   Новые данные говорят о более раннем появлении приматов. Первые обезьяны жили еще в эпоху процветания динозавров - 85 миллионов лет назад.

   Обезьяна может читать ваши мысли. Человеческая интуиция и внезапные ощущения основаны на таких же логических выводах.

   Теории мотивации.  Новый мотив возникает на основе положительной эмоции под воздействием сильной, доминирующей мотивации.

   Инстинкты и рефлексы. Инстинкт характеризуется тем, что "ситуация избегания" создаётся внутренними механизмами и внешними сигналами.

   Научение по механизму инверсии и сублимации.  Теория научения, ситуации избегания, снятие напряжения, закон эффекта, потребности.






Разделы сайта:






Copyright © В.А. Иванов, 2003-2006

Главная страница   Содержание   Комментарии   Информация о сайте   Поиск на сайте   Обновления   Ссылки   English version


Рейтинг@Mail.ru         Психология100         Rambler's Top100                 liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа